27.07.2020

Вагонетка, которую выбросило штормом на пляж в посёлке Донском, официально принята в фонды Музея янтаря. Татьяну Спиридонову и Романа Касилова, обнаруживших эту ценную находку и доставивших ее в музей, сегодня наградили благодарственными письмами и подарками.

Напомним, что в марте местные жители обнаружили на берегу моря в Донском засыпанную песком вагонетку и отправили фото в Музей янтаря. Научные сотрудники музея тут же откликнулись. Надо было торопиться, чтобы вагонетка не уплыла обратно в море или не засыпалась песком. Была развернута секретная спецоперация «Спасти рядовую тележку» и организована доставка «спасенной» в музей. Процесс занял целый день.

Как выяснили специалисты Музея янтаря, вагонетка использовалась в начале XX века (до 1922 г.) в горных разработках для транспортировки янтаресодержащей породы. Еще предстоит выяснить, как она оказалась так далеко от Пальмникена (современный поселок Янтарный) – основного места добычи янтаря в Восточной Пруссии.

1 сентября вагонетка будет отправлена на реставрацию, которую проведут единственные в регионе профессиональные реставраторы по дереву и металлу – сотрудники Музея Мирового океана.

Мы надеемся, что, когда они снимут коррозию, станет возможным прочитать название фирмы-изготовителя на колесе вагонетки и больше узнать о ее использовании.

К концу сентября она займет свое место во внешнем дворике Музея янтаря на подлинных рельсах начала XX века, что придаст ей законченный образ. В будущем вагонетка станет частью экспозиции, посвященной добычи янтаря в Восточной Пруссии.

Новый экспонат представляет большой интерес, так как ничего подобного в калининградских музеях ранее не выставляли.

А теперь из истории вагонеток.

До того, как появился карьер, янтарь добывали в шахтах. Голубую землю разбивали кирками и сбрасывали на низкие металлические вагонетки, называемые «собаками» (Hunde). Затем их сцепляли в составы и при помощи конной тяги доставляли по односторонней узкоколейной дороге к подъемнику. Каждая вагонетка вмещала полкубометра голубой земли с содержанием в среднем 500 г янтаря. Дневная выработка шахты «Анна» составляла 2500 вагонеток голубой земли с содержанием 1250 кг янтаря.

До войны на Замланде (Калининградском полуострове) находилось всего две шахты. Они располагались в поселке Пальмникен / Янтарный.

Первой была заложена в 1875 году шахта «Пальмникен», названная позже «Хенриетта» в честь жены Моритца Беккера, основателя янтаредобывающей фирмы «Штантин и Беккер». Шахта «Хенриетта» была очень прибыльной, слой голубой земли довольно мощным, и уже первый год принёс 170 тонн добычи янтаря, невероятно высокий показатель на то время. После того как все попытки пробиться в северном направлении из шахты «Хенриетта» под Кракстепелленским мельничным ручьем оказались напрасными – слишком водообильны были плавучие пески над слоем голубой земли, была заложена новая шахта под названием «Анна» – по другую сторону ручья. «Хенриетта» оставалась в эксплуатации до 1896 г. и была закрыта в пользу новой заложенной шахты «Анна».

Вторая шахта «Анна», первоначально называемая Кракстепелленской, работала с 1883 до 1922 гг. Она располагалась севернее Кракстепелленского ущелья. Ныне это место у пляжа «Шахта Анна» в пос. Янтарный.